Людмила Рыбакова: Через «Повелителя мух» мы будем учить подростков ходить в театр
Очередным гостем пресс-клуба портала «Вверх» стала депутат Госсовета Татарстана, региональный координатор федерального партийного проекта «Единой России» «Культура малой Родины» Людмила Рыбакова. Она рассказала о премьерах в театрах Татарстана, поставленных на средства партпроекта, а также о новой жизни библиотек и перспективах по насыщению детских музыкальных школ и школ искусств новым оборудованием.
- Вы только недавно приняли партпроект в работу в свои руки. Тем не менее, работа уже ведётся. Ноябрь ознаменовался целым рядом театральных премьер, постановки которых были профинансированы в рамках направления партпроекта «Театры малых городов». Что это за спектакли, и в каких районах они были поставлены?
- Партийный проект «Культура малой Родины» реализуется уже на протяжении нескольких лет. Татарстану, нашему театральному сообществу очень повезло, что выделяется такая сумма, а в 2019 году это около 50 млн рублей, на новые постановки. В 2019 году в проекте участвуют 12 татарстанских театров. Это и детские, и драматические театры, - по двум направлениям: «Театры – детям» и «Театры малых городов». За год запланировано 37 новых постановок. Это достаточно большая цифра.
Только в ноябре у нас состоялось пять премьер. Три премьеры – по направлению «Театры малых городов». В частности, в Зеленодольском музыкальном театре состоялась премьера спектакля «Аз и Ферт или Свадьба с вензелями». Конечно, был полный зал, аншлаг и удовлетворение как у зрителей, так и у самих актеров. В Буинском государственном драматическом театре премьера состоялась премьера спектакля «Иранская конференция», в Бугульминском государственном драматическом театре – «Повелитель мух». Это постановка для подростков. Детей в театры водят родители, но потом наступает период, когда дети взрослеют и перестают ходить в театр. Вот как раз постановка «Повелитель мух» призывает всех подростков прийти в театр. И, наверное, именно через эту постановку мы будем учить подростков ходить в театр. Кроме того, в ноябре состоялись две премьеры по направлению «Театры – детям» в Набережночелнинском государственном театре кукол и татарском ТЮЗе имени Кариева.
Каждая премьера – это, конечно же, праздник для татарстанцев, самих актёров.
Средства, которые выделяются из федерального и республиканского бюджетов, идут от начала до конца на новые постановки. Во-первых, это дополнительный гонорар для привлеченных режиссёров, сценаристов, работников сцены, балетмейстер при необходимости. За счёт этих средств полностью производится пошив костюмов, производство всех декораций. Зритель на выходе получает готовую постановку, профинансированную из федерального бюджета с софинансированием из республиканского бюджета. Очень хорошо, что есть такой партийный проект. И даже только в этом году мы дарим такое количество постановок нашим жителям.
- То есть, можно сказать, что театральная жизнь в Татарстане оживилась?
- Да, конечно. Потому что театры таких малых городов как Атня, Буинск, Мензелинск и другие, получают дополнительное финансирование. Они показывают эти постановку не только для жителей своих малых городов, у них развита практика перекрёстных гастролей. На прошлой неделе я выезжала в Мензелинский драмтеатр, посмотрела, как проходят репетиции, читка, пообщалась с приглашенным режиссёром из Уфы, посмотрела график, афишу. У них буквально ежедневно расписаны выезды в ближайшие города с премьерами. Все генеральные репетиции, сдача новых постановок производится на благотворительных началах. Их могут посетить социально незащищённые категории – инвалиды, участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, пенсионеры, ветераны труда, многодетные семьи. Поэтому охват посетителей этих постановок очень большой.
- Деньги выделяются немаленькие. Но любой спектакль должен быть оценён зрителем, их отзывами, уровнем заполняемости залов. Каким образом отслеживается эффективность вложенных средств? Кто может сказать, что деньги были вложены не зря?
- Самая главная оценка – оценка зрителя. Когда зритель выходит с премьеры с морем положительных эмоций - это самая главная оценка.
Но, конечно же, в рамках партпроекта качество спектакля оценивается по определённым критериям. Это оценка театрального сообщества – критиков, коллег, театральных издательств, а также оценка членов общественного совета партпроекта, мнение общественности и приглашение спектаклей для участия в различных фестивалях.
Я могу похвалиться за наших коллег. Среди наших театров-участников партпроекта - Атнинский государственный драматический театр - в 2019 году выпустил спектакль «Синяя птица», постановка которого была профинансирована в рамках партпроекта «Культура малой Родины». Спектакль стал обладателем театральной премии Министерства культуры республики «Тантана» в номинации «Лучший спектакль для детей». Многие наши театры со своими премьерами также выходят на российский и мировой уровень.
- Ровно два года назад в Казани проходило заседание общественного совета федерального партпроекта. Тогда на встрече режиссёры наших детских театров пожаловались на то, что у них нет возможности удерживать кадры, хороших актёров, талантливых режиссёров-сценаристов. Может быть, эта проблема начала как-то решаться?
- Есть проблема кадров, причём, везде. Всегда, когда актёр вырастает на малой сцене, ему хочется уехать в столицу, играть на больших сценах. Но именно проект «Культура малой Родины» подразумевает выделение дополнительных гонораров как постановочной группе, так и актёрам. Благодаря этому проекту мы, наверное, их будем удерживать. Кроме того, на республиканском уровне необходимо отрабатывать грантовую систему по линии Минкультуры РТ. Самое главное – для актёров есть место, заказ, востребованность, полный зрительский зал.
- Одним из направлений партпроекта «Культура малой Родины» является работа сельских клубов, в том числе, их строительство и капремонт. Какими показателями можно похвастаться в этом году?
- По проекту «Культура малой Родины» предусмотрена работа по шести направлениям. По двум, которые я уже называла – «Театры – детям» и «Театры малых городов», Татарстан очень активно представлен. Кроме этого, есть такие направления, как автоклубы, модельные библиотеки, местный дом культуры, приобретение оборудования для детских школ искусств и училищ.
В 2019 году в связи с тем, что у нас высокий уровень расчётной бюджетной обеспеченности, Татарстан не вошёл в финансирование из федерального бюджета по направлению сельских клубов. Но в республике есть своя программа по строительству и капремонту сельских домов культуры. В рамках регионального проекта «Культурная среда» и в рамках национального проекта «Культура» у нас ведётся строительство трёх сельских клубов в Билярске Алексеевского района, Альметьевском районе и др. Они уже принимают жителей.
Мы знаем, что сельский клуб – это центр притяжения, где располагается библиотека, где организовано место для встреч, развития народного творчество, проведения концертов, иногда здесь располагаются музеи, театры.
Что касается приобретения оборудования для детских музыкальных школ и школ искусств, в эту программу по линии федерального бюджета мы тоже не вошли. Но по линии республиканского бюджета идёт выделение средств для приобретения оборудования для школ искусств. Как прозвучало в недавнем выступлении министра культуры Татарстана, в 2020 году запускается программа капитального ремонта музыкальных школ, школ искусств, учреждений допобразования по линии Минкультуры РТ. Мы надеемся, что эта программа будет, а мы будем стараться входить в партпроект по линии насыщения оборудованием и укрепления материально-технической базы наших школ искусств.
- Если говорить о сельских домах культуры, раньше нередко звучали претензии, что он построен или отремонтирован, но на дверях висит большой амбарный замок. Каким образом решаются проблемы наполненности жизнью этих клубов? Есть стены, а кто отвечает за наполнение?
- За это отвечают муниципальные образования. Конечно, есть клубы, которые работают 365 дней в году с утра до вечера, отрабатывают большое количество мероприятий для всех категорий населения и всех возрастов. Есть клубы, которые работают только по установленному графику. Это всё зависит от кадров, в первую очередь. Кадры в сельском клубе – в основном, люди старше 50 лет. Но сейчас кадровый потенциал обновляется. И пересматриваются критерии оценки работы этих клубов, чтобы жизнь в них была действительно насыщенной. Большое количество фестивалей, конкурсов проводится, развивается сельский туризм, событийные мероприятия, праздники села, всё это делается силами сотрудников клуба. Праздники села привлекают тех, кто рождены в этом селе или деревне, внуки приезжают к бабушкам. Возникает очень большая активность и надежды на то, что наши клубы будут работать. Кроме того, наши клубы работают по направлениям профилактики правонарушений, алкоголизации, наркотизации, по муниципальным услугам.
- Не так давно были открыты и презентованы модельные библиотеки. Почему они так называются и в чём их особенность?
- По национальному проекту библиотеки открываются в Зеленодольском и Кукморском районах. Это библиотека нового поколения. Они очень многофункциональные – это и информационный, и культурный, и образовательный, и просветительский центр для всех категорий населения. Каждый желающий может зайти в модельную библиотеку, которая функционирует как трансформер. Это библиотеки нового формата для нового поколения. Нынешние дети не очень любят просто взять книгу и почитать. В основном, этот процесс у них связан с цифровизацией, и новые библиотеки идут в ногу со временем. Я надеюсь, эти библиотеки найдут положительный отклик среди татарстанцев.
- А вообще библиотеки востребованы в нынешние времена? В них по-прежнему ходят люди?
- Сейчас продумываются различные формы работы на базе библиотек. В рамках нацпроекта там открываются виртуальные концертные залы. Конечно, у человека будет интерес параллельно зайти в абонементный отдел и взять книгу. Я сама очень люблю посещать библиотеки. У меня есть электронный читательский билет.
Существующие многочисленные конкурсы и гранты позволяют менять формы работы библиотек. Наши библиотеки в них активно участвуют. Это привлечение дополнительных внебюджетных средств и создание новых клубов, форм работы. Придумываются новые проекты.
Один из них - когда няня читает книжку для детей с ограниченными возможностями по Skype, и в это время мама может позаниматься какими-то своими домашними делами.
У библиотек начинается новая жизнь. Это очень активное место и для детей, и для молодежи, и для пожилых, а не место, где хранятся запыленные книги. Это полноценное общественное пространство.
- Какие бы направления в рамках партпроекта «Культура малой Родины» можно было бы развить в ближайшее время?
- Очень бы хотелось насытить, обогатить наши школы искусств, музыкальные школы, учреждения допобразования по линии Министерства культуры музыкальными инструментами, оборудованием. Наша задача с партийным проектом – принести финансирование в республику на укрепление их материально-технической базы. Все наши деятели искусств, композиторы, солисты, заслуженные работники культуры вышли из музыкальных школ, школ искусств. Это первое звено в развитии музыкального искусства в Татарстане.
Очень хочется, чтобы постановки, связанные с нашим национальным компонентом, стали достоянием широкой общественности. В конце декабря мы будем встречаться с координаторами партпроекта по направлениям, всеми руководителями и режиссёрами, участвующими в партпроекте в 2019 году.
Мы будем говорить, в том числе, о постановке национальных татарских поэтов, писателей, на базе этих театров организовывать общественные обсуждения, чтобы жители больше знали о нашем партпроекте. Мы сейчас очень активно говорим и развиваем национальные проекты, а национальные проекты и партпроекты – это параллели. Поэтому все формы и методы, которые применяются по национальным проектам, хотелось бы применить и к партийным проектам.
Кристина Иванова