Макаров: В Госдуме будут сформированы три рабочие группы по совершенствованию налоговой системы РФ
В четверг в Государственной Думе прошли первые консультации с представителями бизнес-объединений по вопросу настройки налоговой системы. Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров провел встречу с президентом РСПП Александром Шохиным.
Напомним, задачу провести в течение 2017 года обсуждение ключевых параметров налоговой политики в ежегодном Послании Федеральному Собранию поставил Президент РФ Владимир Путин. Ранее предпринимательским сообществом в лице Торгово-промышленной палаты и «Опоры России» было высказано пожелание, чтобы такое обсуждение прошло на площадке Государственной Думы, которая зарекомендовала себя как место, где удается не только обеспечить открытый и честный профессиональный диалог, цивилизованно отстаивать альтернативные точки зрения, но и находить компромиссы и принимать решения в сложных ситуациях, а затем оперативно реализовывать принятые решения в виде законов. В этой связи комитет ГД по бюджету и налогам организовал консультации со всеми бизнес-объединениями, в ходе которых предлагается рассмотреть как параметры налоговой системы, так и порядок обсуждения ее настройки на площадке Госдумы.
Подводя итоги состоявшейся встречи, Макаров сообщил, что для подготовки конкретных предложений по совершенствованию налоговой системы на площадке нижней палаты парламента будут сформированы три рабочие группы. Первая группа займется оценкой фискальной нагрузки на бизнес, вторая группа проработает предложения по совершенствованию налогового администрирования, третья группа изучит вопросы, связанные с реализацией закона о контролируемых иностранных компаниях, с трансфертным ценообразованием и с деятельностью консолидированных групп налогоплательщиков. Первые результаты работы, по словам Макарова, будут представлены в середине лета в преддверии формирования проекта федерального бюджета на 2018-2020 годы.
«Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, выполняя решение Совета Государственной Думы, начинает работу, связанную с исполнением поручения Президента по настройке налоговой системы. В течение 2017 года пройдет обсуждение представителями бизнеса и экспертного сообщества с тем, чтобы в 2018 году принять все решения и настроить налоговую систему так, чтобы она была стабильной на длительный период времени и бизнес точно увидел ориентиры», - сказал Макаров по окончании встречи с главой РСПП.
По его словам, «налоговая система является важнейшим фактором инвестиционной привлекательности, а главное - самочувствия бизнеса в нашей стране». «В этой связи мы начали сегодня консультации с бизнесом, и первое обсуждение проходит с РСПП. Я благодарен Александру Николаевичу Шохину за то, что РСПП в данном случае также выразил желание принять участие в этой работе. Мы получили предложения от всех бизнес-объединений с тем, чтобы эта работа прошла на площадке Государственной Думы, чтобы она была максимально публичной и открытой», - сказал глава думского комитета.
В ходе сегодняшней встречи участники заседания обсудили ряд организационных вопросов. «Мы решили создать несколько рабочих групп, которые займутся обсуждением конкретных вопросов, связанных с настройкой налоговой системы», - рассказал Макаров.
«В первую очередь это вопрос налоговой нагрузки. Приводятся самые разные оценки существующей налоговой нагрузки – от того, что она чрезмерна, до того, что она явно недостаточна. В данном случае наша задача – оценить объективно, какой сегодня является налоговая нагрузка, ведь налоговая нагрузка – это не только налоги, это и неналоговые платежи, иные фискальные платежи. Необходимо учесть то, что значительная часть нашей экономики находится в теневом секторе, а ведь налоговая нагрузка распространяется на всех, она усредняется, поэтому налоговая нагрузка, которую мы имеем официально сегодня, вовсе не та, которая существует для легально действующего бизнеса в реальности», - пояснил парламентарий.
При этом глава бюджетного комитета отметил, что методология оценки фискальной нагрузки, предложенная РСПП, «является наиболее качественной и профессиональной».
«У нас очень часто налоговая реформа шла не за свой счет, а за счет кого-то – если льготы, то за счет региональных и местных бюджетов, если нагрузка, то опять на кого-то. Мы исходим из единой позиции, что при настройке налоговой системы увеличение налоговой нагрузки на бизнес недопустимо. То есть все, что мы будем рассматривать в рамках налоговой нагрузки, минимальным требованием является ее сохранение на действующем уровне», - подчеркнул Макаров, добавив, что нужно обозначить для бизнеса перспективу снижения налоговой нагрузки.
Вторая группа вопросов – это вопросы, связанные с налоговым администрированием. «Когда Президент обратился в 2004 году в Послании с призывом прекратить «налоговый террор», - «налоговый террор» ведь вроде бы нигде в законе не был разрешен, - но мы тогда год вырабатывали правила налогового администрирования, которые были прописаны в Налоговом кодексе», - напомнил Макаров.
«В результате налоговая служба, которая тогда входила в тройку самых коррумпированных, сегодня не входит в двадцатку. И качество налогового администрирования серьезно улучшилось, потому что были детально прописаны все процедуры», - отметил председатель комитета.
За прошедшее время, по его словам, были созданы «абсолютно иные технологические условия, которые в свою очередь дают новые возможности для налогового администрирования». «АСК НДС-2 – великолепная система, которая решает проблему НДС, ведь сегодня проблем по администрированию НДС практически не осталось. Сегодня мы занимаемся тем, что вводим контрольно-кассовую техничку, которая позволит реально максимально ограничить теневой оборот наличных средств», - сказал Макаров.
По мнению главы бюджетного комитета, вторая рабочая группа должна предложить фундаментальные предложения по снижению административной нагрузки и по упрощению всех процедур. «Совершенно очевидно, что те процедуры, которые закладывались, - выездные налоговые проверки со сроками в 18 месяцев, когда налоговики могли постоянно находиться на любом предприятии, объясняя это тем, что могут быть международные запросы, и просто убивая нормальную работу организации. Теперь есть автоматический обмен информацией, в том числе международной. То есть мы можем качественно изменить налоговое администрирование, существенно снизив эту нагрузку на бизнес», - подчеркнул Макаров.
«Есть целый ряд вопросов, которые необходимо рассматривать, пусть, может быть, они частные, но имеющие очень серьезное значение для бизнеса. Это вопросы, скажем, деофшоризации (закон о контролируемых иностранных компаниях), вопросы, связанные с трансфертным ценообразованием и с действиями консолидированных групп налогоплательщиков. То есть это те вопросы, которые очень серьезно волнуют бизнес», - добавил депутат.
«В свое время Президент сказал прекратить «налоговый террор». И мы занимались тем, что совершенствовали деятельность налоговой службы. Нам удалось решить эту задачу. Может быть, сейчас самое время произнести следующую фразу – пора прекратить «неналоговый террор», имея ввиду все то превходящее, что входит в налоговую сферу, и, к сожалению, когда налоги используются лишь как повод для административного и иного давления на бизнес. Эта тема, безусловно, является важнейшей», - заявил Макаров.
По его мнению, настройка налоговой системы не может происходить за счет региональных и местных бюджетов. «Наоборот, настройка налоговой системы должна дать региональным и местным бюджетам самостоятельные устойчивые источники доходов. И компенсация тех средств, которые необходимы для вложения в любые сектора экономики или в человеческий капитал, не будет идти за счет граждан. Это принципиальная позиция и бизнеса, и Государственной Думы», - заявил Макаров.
«К сожалению, очень часто вместо того, чтобы предлагать решение сложных проблем, нам предлагают либо снижение налогов, некоторые предлагали вариант налоговой реформы по принципу 15-15-15, другие – 21/21. Мне кажется, что надо прекратить играть цифрами и заняться теми вопросами, которые действительно волнуют бизнес. Строго говоря, именно эту задачу перед нами поставил Президент, и вместе с бизнесом и экспертным сообществом Государственная Дума готова эту задачу решить. У нас, в Госдуме и в бизнес-объединениях, на сегодняшний день собраны лучшие экспертные силы, мы надеемся, что вместе мы эту задачу сможем решить», - заключил глава думского комитета.
Шохин, в свою очередь, поблагодарил председателя профильного комитета за «возможность обсуждать на площадке Государственной Думы перспективы донастройки налоговой системы».
«Для нас это очень чувствительный вопрос. И замечу, что Президент отделил донастройку налоговой системы и перспективы ее развития от других среднесрочных задач, понимая, что для бизнеса и восстановления и обеспечения устойчивого экономического роста - это ключевая проблема. И мы здесь должны работать с определенным опережением по сравнению с другими элементами комплексного плана правительства до 2025 года и среднесрочной программой на 2018-2024 годы», - заявил глава РСПП.
Шохин также считает, что объединение основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в единый документ, инициированное профильным комитетом Госдумы, позволит «достаточно широко смотреть на проблематику налогов, в том числе обсуждать межбюджетные отношения». «Для бизнеса очень важно, чтобы и регионы, и муниципальные образования имели устойчивые источники доходов, иначе они будут вынуждены использовать те ограниченные возможности для повышения доходов бюджета, которые могут давить на бизнес - будь то завышение кадастровой оценки, увеличение налогов на недвижимость с использованием максимальных коэффициентов и так далее», - заметил президент РСПП.
«В равной степени мы, естественно, не можем оставлять такой вопрос, как налог на доходы физических лиц, потому что повышение этих налогов означает для бизнеса в нынешних условиях необходимость повышение фондов оплаты труда. Не могут работодатели позволить себе идти на ухудшение положения работников. Поэтому не только собственно налоги на бизнес будут в центре нашего внимания, а вся налоговая система в контексте в том числе обязательств бюджетной системы», - добавил Шохин.
Он также не исключил, что в рамках формирующих рабочих групп будут выделены тематические подгруппы, в частности по межбюджетным отношениям или по публичным платежам обязательного характера.
«Тем не менее, эти три блока, безусловно, являются основными, и по ним мы должны готовить предложения, в том числе в рамках сводного документа, на основе которого будет готовиться бюджет на 2018-2020 годы», - отметил Шохин.
По его словам, важно обеспечить «плавный переход от той налоговой системы, которая будет заложена в трехлетку, к той налоговой системе, которая будет сформирована на основе донастройки в соответствии с указаниями Президента России».
«Еще одна дополнительная задача – траектория перехода, для бизнеса это очень важно, потому должна быть обеспечена предсказуемость. И эта предсказуемость - залог того, что планы компаний будут реализовываться, а не будут в режиме ожидания, когда правительство и законодатели сформируют новую модель, - заявил глава РСПП. - Безусловно, нам очень важно, что и правительство в лице Минфина, и Государственная Дума в лице комитета по бюджету и налогам воспринимают методологию, которую предложила РСПП для оценки совокупной фискальной нагрузки, включая налоговые и неналоговые платежи. Без этого трудно говорить о том, выдерживаем ли мы указание неувеличения нагрузки, о котором говорит и Президент».
Шохин также напомнил, что соответствующее положение зафиксировано в Программе «Единой России».
«Инструментарий такого рода есть, и это позволит нам уйти от этой дискуссии - чрезмерная нагрузка или, наоборот, она у нас либеральнее, чем в европейских странах», - сказал глава РСПП.
Шохин также заявил, что для выработки консолидированной позиции по совершенствованию налоговой системы будут привлечены все бизнес-объединения страны: «Наша работа в таком инструментальном прикладном плане позволяет говорить о том, что мы сумеем обеспечить интересы всех заинтересованных сторон. Нам не хотелось бы, чтобы на площадке правительства или Государственной Думы разные бизнес-объединения ходили со своими несогласованными позициями. Мы заинтересованы в том, чтобы и Торгово-промышленная палата, «Опора России», «Деловая Россия» на площадке Государственной Думы работали консолидировано».
Первые результаты работы рабочих групп, по словам Макарова, будут представлены в середине лета в преддверии формирования проекта федерального бюджета на 2018-2020 годы. «Мы полагаем, что это должно пройти летом в преддверии подготовки к внесению Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики и бюджета на 2018 – 2020 годы. Я думаю, что мы могли бы, где-то ориентируясь на середину июля, такие парламентские слушания провести с максимально широким обсуждением, на которых представить те конкретные результаты, которые лягут в основу рекомендаций Государственной Думы, которые она подготовит по Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики», - заключил Макаров.